Эксперты по правовым вопросам обсудят изменение регуляторной динамики в рамках #boscon2020

3 самых лучших онлайн казино по независимому рейтингу 2020 года:
  • ДжойКазино
    ДжойКазино

    Бонус за регистрацию 25 000 руб, за каждый депозит по 100 000 руб!

  • КазиноИкс
    КазиноИкс

    Моментальный вывод денег! Бонусы до 100 000 руб!

  • Чемпион
    Чемпион

    Полностью на русском языке. Много бонусов!

ФАС рискует проиграть спор об антимонопольной политике после регуляторной гильотины

Рабочая группа регуляторной гильотины по конкуренции одной из первых приступила к обсуждению не только отмены устаревшего регулирования, но и принципов, по которым будет создаваться новое. Их вариант, представленный ФАС, описывает нынешнее регулирование как прогрессивное — служба хотела бы де-факто сохранить его и расширить свои полномочия за счет контроля «цифровых монополий» и продвижения своей модели тарифной реформы госмонополий. Готовые проекты у ФАС уже есть, но согласовать их не удается ни с рынком, ни с правительством. Эксперты рабочей группы идеи ФАС не поддержали — их вариант развития антимонопольного регулирования, напротив, предусматривает отстранение ФАС от нормотворчества и возможную передачу сейчас подчиненной правительству службы в ведение Минэкономики.

ФАС направила на рассмотрение рабочей группы по регуляторной гильотине свой вариант концепции будущего регулирования конкуренции после отмены избыточных и устаревших требований — документ подписан заместителем главы службы Сергеем Пузыревским. Как следует из материалов ФАС, в службе не готовы отказываться от имеющихся полномочий — концепция предусматривает их дальнейшее расширение, а все риски отрасли оценивает как средние и высокие. Как утверждают авторы документа, национальное антимонопольное законодательство является «относительно новым и постоянно совершенствуется… соответствует всем мировым стандартам» и в значительной корректировке не нуждается.

В частности, авторы предлагают разработать проект для противодействия злоупотреблениям «цифровых монополий» — отдельные инициативы, ужесточающие требования к интернет-сервисам за антимонопольные нарушения, уже вошли в пятый антимонопольный пакет ФАС, в конце января он был внесен в правительство, но не поддержан Минэкономики и рынком (см. “Ъ” от 1 февраля 2020 года). Одновременно служба продолжает настаивать на упразднении закона о естественных монополиях с погружением его норм в закон о защите конкуренции и выделением отдельного закона «Об основах госрегулирования цен (тарифов)» — он должен регламентировать порядок принятия тарифных решений, утверждения инвестпрограмм и взаимодействие федерального и региональных тарифных регуляторов.

При этом на деле инициативы о реформировании регулирования монополий и тарифов также обсуждаются ФАС с 2020 года: первый проект одобрен правительством еще в 2020 году, проект же о тарифах столкнулся с критикой рынка из-за вмешательства в отраслевые регламенты и не был поддержан Минэкономики из-за спора о тарифной надбавке по инвестпрограммам (см. “Ъ” от 27 ноября 2020 года). Сейчас, по данным “Ъ”, в правительстве находится компромиссный вариант проекта с изъятием спорных норм: они вынесены в подзаконные акты — де-факто по ним правительству предлагается принимать решения отдельно,— в реальности это может означать, что уже дважды вносившийся в Белый дом проект может в том или ином виде уйти на новый круг согласований, а упоминание его ФАС в концепции нового регулирования — попытка службы настоять на его рассмотрении в нынешнем виде.

Впрочем, в представленном “Ъ” ФАС окончательном тексте протокола РГ, подписанном ее сопредседателями, формулировки сильно смягчены: по нему замечания и возражения к концепции ФАС члены РГ должны представить на следующем заседании 17 марта.

В качестве основы нового регулирования бизнес и эксперты предлагают принять проект ее участника, главы Института повышения конкурентоспособности Алексея Ульянова — его концепция констатирует, что нынешнее антимонопольное регулирование не соответствует конституционным ценностям и задачам развития конкуренции: в практике службы преобладают дела против небольших компаний, дела без реального ущерба или ограничения конкуренции, а большое количество дел (ФАС является лидером по возбуждению дел среди иностранных антимонопольных органов) ведет к их низкому качеству.

Почему сенаторам не нравятся аппетиты ФАС

Среди предложений господина Ульянова — замена карательно-обвинительного уклона антимонопольной политики на приоритет развития конкуренции: усилия ФАС должны быть переориентированы с пресечения нарушений на «адвокатирование конкуренции», следует из проекта. Одновременно автор предлагает разделить функции ФАС по контролю и нормативному регулированию, передав полномочия по нормотворчеству в области развития конкуренции Минэкономики — для устранения конфликта интересов и повышения согласованности антимонопольной и экономической политики. Рисками для конкурентной среды автор называет и недостаточную компетентность сотрудников ФАС, и несменяемость руководства (Игорь Артемьев возглавляет службу с 2004 года) — и предлагает ввести ротацию руководства антимонопольных органов и оптимизировать их структуру в регионах, ликвидировав малые отделения (в субъектах с населением до 1 млн человек). Спорный вопрос о регулировании тарифов госмонополий предлагается решить, передав его регулирование от ФАС отраслевым регуляторам.

Сравнение двух концепций показывает, что контролеры и поднадзорные по-разному определяют цели нового регулирования. В качестве источников риска ФАС называет деятельность хозяйствующих субъектов (16 из 17 источников, в том числе монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция), в экспертном же проекте к ним причислены «широкие и размытые полномочия ФАС».

ЦБ предлагает начать обсуждение с участниками финрынка процесс оптимизации регуляторной нагрузки

«Мы понимаем, что в условиях невысоких темпов экономического роста и при этом бурного развития конкуренции со стороны новых игроков — финтех-компаний — для финансовых институтов снижение издержек становится важным фактором устойчивости бизнес-моделей. И мы как регулятор понимаем, что здесь нужно совершить ряд действий, понимаем, что административные издержки, связанные со взаимодействием с нами как с регулятором, тоже являются зоной оптимизации. Финансовые организации обоснованно на это жалуются все время. И здесь, конечно, нам нужны действия, которые приведут реально к снижению издержек, связанных с нашей регуляторной деятельностью», — сказала она.

Э.Набиуллина отметила, что основным потенциалом для снижения издержек, в том числе административных, является дигитализация, поэтому регулятор намерен внедрять подходы RegTech и SupTech.

«Правительство запустило проект «Регуляторной гильотины», не могу сказать, что он полностью применим к финансовому сектору, потому что все же наше регулирование формировалось в современных условиях, устаревших норм не так много, кроме того, наша реформа по централизации надзора в общем решает проблему обеспечения единообразия надзора. И, тем не менее, в нашем регулировании есть много неработающих, и устаревших, и избыточных норм», — сказала глава ЦБ РФ.

Э.Набиуллина предложила начать обсуждение с рынком процесса оптимизации регуляторной нагрузки, объявив о создании рабочей группы, которая будет принимать предложения участников рынка по корректировке регулирования. Банк России хочет оценить регуляторные нормы с точки зрения их эффективности на практике и начнет с более старых норм, которым более 3-5 лет. По мнению Э.Набиуллиной, эти документы пересекаются в регулировании, дублируют друг друга и часто создают арбитраж между разными нормами.

Лучшие онлайн казино на русском языке:
  • ДжойКазино
    ДжойКазино

    Бонус за регистрацию 25 000 руб, за каждый депозит по 100 000 руб!

  • КазиноИкс
    КазиноИкс

    Моментальный вывод денег! Бонусы до 100 000 руб!

  • Чемпион
    Чемпион

    Полностью на русском языке. Много бонусов!

«Вот у нас есть регулирование, и мы должны оценить, как оно повлияло и как были выполнены те цели, по которым это регулирование изначально вводилось. (. ) Мы считаем, что мы начнем работу с более старых норм, потому что те нормы, которым около 3 лет, еще даже тяжело оценить их фактическое воздействие и вряд ли условия сильно поменялись. Поэтому будем начинать со старых норм», — пояснила она.

«Кроме того у нас еще есть задача, мы тоже с вами ее уже давно обсуждаем — это сократить объем отчетности. Мы много раз обещали ее оптимизировать. Для того чтобы сделать более быстрые шаги, более большие шаги, нежели мы сейчас делаем, мы хотим провести аудит предоставляемой поднадзорными организациями отчетности и объема данных, здесь на наш взгляд большой ресурс оптимизации», — добавила глава ЦБ РФ.

«Что касается будущего регулирования, тоже есть вопрос, который участники рынка ставят все время — это время на имплементацию изменений. Вы помните, что у нас как общее правило срок между принятием нормативных актов и их вступлением в силу — 10 дней по умолчанию. Конечно, мы чаще принимаем меры с отлагательным решением: обсуждаем до принятия нормативного акта все подходы с участниками финансового рынка, но, тем не менее, по умолчанию эта дата остается. Мы понимаем, что это слишком короткий период и готовы будем здесь тоже эти сроки увеличивать», — сказала Э.Набиуллина.

Эксперты обсудили проблемы законопроекта «О цифровых финансовых активах» и предложили Госдуме поправки

На прошлой неделе в РЭУ имени Г.В. Плеханова состоялось заседание Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России. Члены Комиссии обсудили принятые Государственной Думой в первом чтении законопроекты «О цифровых финансовых активах» и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» («О краудфандинге»). Недавно был также изменен Гражданский кодекс, в который ввели «цифровые права» на блокчейн-токены.

Эксперты Комиссии считают изменения Гражданского кодекса оправданными на практике: теперь владельцы криптоактивов получили защиту в судах, а на соответствующие операции перестала косо смотреть прокуратура. Так, на поправки даже до их принятия ссылался суд апелляционной инстанции в знаковом банкротном «Деле Царькова», а недавно прокуратура Омской области, апеллируя к тем же поправкам, отозвала свой иск против ресурса bestchange.ru. Таким образом, изменения в ГК РФ о «цифровых правах» (при всей их неоднозначности) уже принесли определенную пользу обществу.

«Тем не менее, изменения в ГК РФ не совершенны», — отметил председатель Комиссии, управляющий партнер юридической компании «ЭБР» Александр Журавлев. Он считает, что несовершенство изменений в ГК все еще можно исправить принятием специальных законопроектов.

Участники заседания определили слабые стороны законопроектов и предложили изменения. Было отмечено, что законопроекты устанавливают правовой режим отдельного вида токенов (security tokens), оставляя за рамками вопросы регулирования криптовалют. Законопроекты не регулируют отношения в рамках децентрализованных публичных систем и созданных на их основе цифровых продуктов. По мнению экспертов Комиссии, отсутствие в данных законопроектах признаков децентрализованных систем во взаимосвязи с нормой о цифровых правах создаст условия для признания незаконными сделок с цифровыми продуктами на основе децентрализованных публичных систем.

Также в законопроектах не предусмотрена возможность работы с иностранными инвесторами через зарубежные банковские счета. Это ограничивает возможности привлечения инвестиций в РФ, а также использования привычного зарубежным юристам инструментария.

Эксперты раскритиковали терминологию в законопроекте «О краудфандинге», предложили увеличить предельную сумму инвестиций в цифровые активы вдвое (сейчас для граждан она составляет 600 000 рублей в год), а также настаивают на определении конкретных способов и видов рекламы цифровых финансовых активов, попадающих под запрет (например, запрещается только реклама, содержащая прямой недвусмысленный призыв к приобретению таких активов).

«По итогам заседания было составлено экспертное заключение с соответствующими рекомендациями и направлено на рассмотрение в Государственную Думу, а также Банк России», — заключил Александр Журавлев.

Рейтинг казино по размеру бонусов за регистрацию и депозиты:
  • ДжойКазино
    ДжойКазино

    Бонус за регистрацию 25 000 руб, за каждый депозит по 100 000 руб!

  • КазиноИкс
    КазиноИкс

    Моментальный вывод денег! Бонусы до 100 000 руб!

  • Чемпион
    Чемпион

    Полностью на русском языке. Много бонусов!

Добавить комментарий